Символ Екатеринбурга

Журнал «Стройка» продолжает серию публикаций, посвя­­щенных проектам известного ека­те­ринбургского архитектора Михаи­ла Гавриловича Матвеева, в связи с его 60-летием. Еще одна круглая дата – 40‑летний юбилей участия в городских конкурсах – повод рассказать о проек­тах, созданных архитектором за по­следнее время, тем более что у М.Г. Мат­веева свой взгляд на знаковые места Екатеринбурга

Каждый город имеет свою историю, она может насчитывать века, ты­ся­че­ле­тия. В любом случае, его жителям, как правило, есть, чем гордиться, о чем и о ком вспоминать. Несмотря на то, что  Екатеринбург – город отно­си­тельно мо­лодой, почти три века его су­щест­вова­ния насыщены событиями, име­ю­щими по­рой большое значение для всей страны. Но  хорошо ли мы знаем  исто­рию родного города?

В центре Екатеринбурга мы видим старейшее сооружение – городскую пло­тину, или как все называют это место сейчас – «Плотинку». Построенная из уральской лиственницы, каменеющей в воде, она прекрасно сохранилась до на­ших дней. Рабочий водосток пло­ти­ны был впервые отворен 7 ноября 1723 года (по старому стилю), и это ста­ло днем рождения Екатеринбурга. Сейчас, в на­ча­ле нового тысячелетия уже несколь­­ким поколениям горожан труд­но представить, что до начала 60-х го­дов ХХ века эта территория была про­мышленной зоной, огороженной вы­со­кой стеной.

Начавшаяся в те годы ре­­конструкция плотины могла при­вес­ти к полному уничтожению су­щест­ву­ющих на этом месте памятников про­мышленности. К счастью, этого не слу­чилось. Именно тогда специалистами ар­­хитектурной школы Урала была зало­жена идея Исторического сквера с гра­нитной одеждой берегов реки Исеть, с включением первых сохранившихся стро­ений промышленного зодчества.

Сегодня мы представляем проекты, получившие все три призовых места в Конкурсе администрации города «Ма­лые формы и благоустройство Исто­ри­ческого сквера в Екатеринбурге» в но­минации «Сердце Евразии». М.Г. Мат­веевым создан целый комплекс про­ек­тов, преобразующих пойму реки Исеть в целостный уникальный ансамбль, ко­торый воплощает специфику столицы Урала.

Архитектор предлагает сделать русло водораздела символом гра­ницы материков Европы и Азии не с точ­ки зрения географии, а с точки зре­ния драматургической имиджевой ин­триги для привлечения интереса публики и обогащения ее восприятия. Осу­щест­в­ление комплексного замысла по­зволит преобразовать Исторический сквер в ор­ганичный полноценный эффектный СИМ­ВОЛ Екатеринбурга, достойно, ес­ли не экстремально, корреспондирующий с аналогичными ансамблями самых яр­ких столиц планеты.

I премия – «Урал-недра»

Одним из украшений ландшафта и знаковым элементом сущности Истори­ческого сквера может стать «Гео­ло­ги­ческий музей под открытым небом». Эс­тетическая суть замысла в ори­ги­наль­ной форме преподнесения бу­лыж­ни­ков-минералов, образцов ураль­ских недр, которые хаотично разбросаны на территории сквера. Отполированные сре­­зы минералов, раскрывая душу при­ родного камня, составляют

мощение вы­ставочного подиума. Возведенные на подиумы экспонаты снабжены инфор­­­мацией о ценных уральских мине­ра­лах. Стыки между элементами запол­не­ны антивандальным стеклом со встроенны­ми светильниками, оригиналь­но допол­няющими и заменяющими су­ществующие казенные фонари Исто­ри­ческого сквера.

II премия – «Урал-промышленный»

Экспозиция промышленной тех­ники Урала в определенной степени продол­жение идеи исторического музея под открытым небом.

Суть проекта – на существующие пус­тые постаменты набережной реки Исе­ти в Историческом сквере установить подлинные машины горнозаводского края демидовских времен, аналогичные агрегатам, составляющим экспозицию дворика Музея истории архитектуры и промышленной техники Урала. По ду­­ховной силе, исторической и худо­жест­венной ценности они намного убе­ди­тель­ нее скульптур.

Непри­тязательная, с точ­ки зрения сюжета, экспозиция несет боль­шую инфор­ма­цион­ную нагрузку и наполня­ет Исто­рический сквер достойным со­дер­жа­нием и, самое главное, вековой энер­ге­тикой рабочего края. Экономика затрат на реализацию проекта музея про­мышленной техники Урала под от­кры­тым небом достойна книги рекордов Гин­неса. На уральских заводах-ветера­нах дра­­гоценные в настоящее время площади за­няты этими невостребованными исто­ри­ческими реликвиями, которые не гни­ют, не разрушаются сами по себе, а их утилизация – порочна и нерациональна.

Ради того, чтобы целесообразно и эф­фек­тивно использовать пропадающие про­изводственные площади, произ­водится «рокировка фигур». Эконо­мический эф­фект многократно превос­ходит разовые затраты на парк-музей техники Урала.

III премия – «Плотина»

Комплексный подход к совершен­ст­вованию Исторического сквера не­мыс­лим без внимания к состоянию пло­ти­ны и ее фасада. Это корневой эле­мент ансамбля Исторического сквера.

С целью художественного выражения функциональной роли и исторической значимости плотины в возникновении города решены следующие задачи:

выявление исторической роли (неидео­логизированным скульптур­ным рель­ефом);

подчеркивание монументальности объек­та и масштабной соразмерности с чашей сквера;

акцентирование роли фасада плотины в композиции площади Историческо­го сквера;

дополнение целесообразных качеств, не противоречащих цели комплекснос­ти благоустройства пространства: из­бавление от визуального мусора в ан­самбле Исторического сквера (не­лепых разнохарактерных объектов торговли и др). Создание специальных торго­вых модулей или исключение торговых точек из пространства сквера за счет встраивания их в откосы по улице Воеводина и создание композиций, органично вписывающихся в ланд­шафт.

Вариант 1. Историческая стена пло­тины. Введение в облицовку вставок из рельефов на исторические темы и портретов деятелей культуры, нау­ки и техники, общественных деятелей и т.д. – «Легенды Екатеринбурга». При этом существующий фрагмент незавер­шен­ного рельефа переносится на иное до­стойное место.

Вариант 2. «Мастаба» – ступенчатая система озеленения и изваяний, с фор­мированием внутреннего про­стран­ства для торговых и вспо­мога­тель­ных целей.

Вариант 3. «Панно» – на изображении «Ниагарский водопад», спадающий по нижнему бьефу, – иллюзия. Все дело                    в электронном табло, которое может осуществлять разные функции: демон­страция информационных, празд­нич­ных программ и рекламных роликов, спутниковая визуальная связь столиц стран Европы, Азии с Екатеринбургом. Это может быть прямая трансляция событий, например, ход строительства олимпийских объектов в Пеки­не, кино- и других фестивалей и т.п. Такое реше­ние новой одежды плотины – экономи­чес­ки                    выгодный проект, который может при­нести немалую прибыль, особенно, в связи с подготовкой к проведению меж­дународного форума.

Вариант 4. Трибуна с внутренним пространством для торговых целей, с расширением тротуара и проезжей части на мосту плотины.

Убедительная победа архитектора в номинации «Сердце Евразии», безус­лов­­но, радует. Но для автора про­ектов очень важным является их вопло­щение в жизнь, лишь тогда задачу можно счи­тать выполненной. О том, какова судь­ба проектов-победителей рас­ска­зы­ва­ет М.Г.Матвеев: «Результаты прове­ден­но­го конкурса говорят о том, что адми­нистрация нашего города серьезно и вдумчиво относится к вопросу бла­го­устройства любимых уголков центра Екатеринбурга.

Выбор конкурсного жю­ри осуществляет масштабную задачу. Все проекты экономически обосно­ва­ны и совместимы – это означает, что они могут осуществляться как парал­лельно, так и последовательно ста­ди­ями, формирующими крупный насы­щенный комплекс. Поскольку этот кон­курс проводился в рамках подго­тов­ки к саммиту ШОС, была на­деж­да, что результаты конкурса окажутся вос­тре­бованы в полной мере. Тем более что выбор комиссии жюри де­мон­ст­рирует целесообразный комплексный подход к решению проблемы бла­го­устройства.

Однако, по сути, конкурс стал мероприятием для «галочки». Для меня логика действий адми­нис­трации остается загадочной. Кон­курс прово­дился за полтора месяца до начала строи­тельных работ на Плотинке (ре­зультаты этих работ может оценить сегодня каждый горожанин). Стало яс­но, что вопрос благоустройства набе­режных и проектирования решался ад­­министрацией намного раньше. К со­жа­лению, даже при наличии доброй воли и энтузиазма, архитектурное сообщество иногда никак не может повлиять на изменение облика нашего города».

По материалам журнала «Стройка. Уральский выпуск»

Рекомендуем прочитать

Зеркало в интерьере: большие декоративные возможности
Определить точную дату изобре­тения зеркала вряд ли возможно, но специалисты утверждают, что впервые человек увидел свое отражение на поверхности воды. Вероятно, это ему понравилось, так как с тех пор зерка­ла стали изготавливаться специально, и искусство это сложное.
Ткани для мебели
С давних пор ткани занимают важное место в оформлении интерьера жи­лища. Между прочим, еще в античные времена специально обработанная ткань служила прообразом нынешних натяжных потолков. До появления обоев ткань использовалась для отделки стен. Вспомните, как часто в классических литературных произведениях упоминаются обтянутые тканью стены. А какое внимание всегда уделялось оформлению окон с помощью гардинного полотна и портьер! И, конечно, нельзя недооценивать значение в нашей жизни мебель­ных тканей.

Вход в личный кабинет

Запрос на компанию

Обратная связь

Не забудьте указать контактные данные,
чтобы мы могли связаться с Вами.

loader